св. Троицы и иконы Божией Матери "Взыскания погибших" с.Кузнецово, Богоявления Господня в с. Буйлово, "Введения во храм Пресвятой Богородицы" с .Диево

(4822) 33-13-70
священник о. Владимир Шувалов

 

                            
   
Михайлово-Прудовский погост Рамешковского сельского округа Тверской области расположен в близи с автомобильной дорогой Тверь-Бежецк, на возвышенном месте с пологим скатом к востоку и югу, в 6 километрах от райцентра поселка Рамешки и в 56 километрах от Твери. Земли в округе хранят следы глубокой древности. Курганы, надписи на камнях с рисунками, свидетельствуют о том, что территория эта осваивалась людьми в каменном и бронзовом веках. В V-VI вв. н.э. здесь жили финно-угорские племена: Весь, Мере, Чудь. Постепенно сюда: по рекам Тверца и Медведица проникали новгородские славянские племена, по рекам Ваузе, Осуге, Волге – смоленские племена кривичей. Здесь в свое время бывали завоеватели: с севера - норманы, с юга-востока - татары и монголы, с севера-запада – литовцы и поляки. Славянские племена, защищаясь, прогоняли захватчиков со своих земель. В ходе ожесточенных войн местное население неоднократно истреблялось завоевателями, что приводило в упадок поселения. В середине XIV–XV вв. окрестные земли принадлежали русскому боярину Роману Ивановичу Акинфичу. В Писцовой книге за 1627-1629 гг. сказано: “В Каменном стану порожне земли: Еремеевское поместье Иванова сына Панова пустошь, что было сельцо (неразборчиво, вероятно Кузнецово), пустошь, что был погост Михаила Архангела, ... пустошь Прислон, ... пустошь – (неразборчиво), ... пустошь Поречво, ... пустошь Ильино, ... пустошь Макушкино, ... пустошь Аивка, ... Нива, а Новое тож, ... пустошь Тарычево, ... пустошь Блодово, ... пустошь (неразборчиво), ... пустошь Погорелка, ... пустошь Кидомля”. В Каменном стану в поместье: “За Федором Фоминым сыном Дьяковым в поместье, что прет. сего было за Прохофьем Дьяковым по отдельной выписи губного старосты Филипа Маслова 124 году (1616 г.) пустошь, что была деревня Прудово на речке, на Каменке, пустошь Быково (а Дьяково пож) ... п. Соколово ... да за Федором же старое ево поместье по мытной какову дал Федор Борисов крестьянину Данилову во 134 году (1626 г.) по скаске сторонних людей, пустошь Исачиха ..., п. Лохтиониха, п. Замотье, п. Березика, п. Вербеж, п. Починок, п. Нивки, п. Олфимково, п. Ораница на реке Медведеце”.

Позднее, до 1764 года, земли находились во владении Троице-Сергиевого монастыря, а затем Екатерина II перевела их в государственную собственность. По сведениям краеведа Н.И. Постникова “... Михайлов-Прудовский приход образован из карел, выехавших сюда со своим попом Ивашкой из Лопских погостов Выбргской губернии в 1797 г. и поступивших в крепостное владение Голенищевых-Кутузовых...” Карелы поселились тогда же и в сельце Кузнецово. В переписных материалах Бежецкого уезда за 1709 г. сказано, “что часть карельских семей в Прудовскую дворцовую волость перешли на свои земли еще раньше, в 1665 году”. Как было сказано выше, первая деревянная церковь была построена 1712 году и освещена в честь Архангела Михаила – предводителя Небесного воинства. В последствии, в 1780 году, была построена вторая церковь – при священнике Самсоне, предшественником коего был о. Самуил и, вероятно другие. Церковь освящена в честь Рождества честного славного Пророка, Предтече и Крестителя Господня Иоанна (7 июля н.ст.) с приделом святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского. В 1797 году, император Павел I пожаловал сельцо Кузнецово, Прудово, Прислон, Лощино, Пальцево, Мощеново, всего 1500 душ, за 60-летнюю безупречную службу генерал-адмиралу Ивану Логгиновичу Голенищеву-Кутузову. Генерал за многие годы своей жизни собрал большую библиотеку, которую в дальнейшем перевез, в свое имение Кузнецово. Затем она перешла его сыну Павлу Ивановичу, а после внучке Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой, а через нее Федору Николаевичу Глинке.

Благодаря стараниям Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова в 1800 году началось строительство каменной летней церкви. Освящение состоялось во время русско-французской войны 1812 года. Центральный престол посвещен в честь Пресвятой Троицы. В 1816 году была разобрана вторая деревянная церковь, а материал употребили на сооружение ограды. В 1849 году деревянная ограда была заменена на кирпичную. В 1878 году началось строительстве второй каменной церкви - теплой. Активное участие в этом благом деле принимал Федор Николаевич Глинка, но к сожалению, он не дожил до момента окончания строительства и отошел ко Господу в феврале 1880 года в Твери. Похоронили его на погосте Желтикова монастыря, рядом со своей супругой Авдотьей Павловной Глинка. Освящение же церкви состоялось в 1883 году. Центральный престол посвятили в честь Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших” (18 февраля н.ст.), северный – Архистратига Божия Михаила, южный – святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского, свято чтимого карелами (коим населен большею частью Бежецкий уезд), как покровителю домашних животных.

На храмовой иконе, принесенной из Финляндии, вокруг святителя Модеста написан разный домашний скот. В этом же храме находилась весьма хорошей живописи большая икона в изящном деревянном киоте Архистратига Михаила. Устроена она членами местного общества трезвости. Это общество поставлено было очень хорошо и имело до 200 членов из жителей села Прудово. В зимней теплой церкви замечательны были: икона с частицами святых мощей и небольшой металлический складень, в котором вложены 12 частиц разных святых, как-то: св. великомученицы Варвары; св. Афанасия Великого; Иоанна Милостивого и др. Эти св. мощи по преданию переданы в Прудовскую церковь из дома Кутузовых. Из надписи на иконе видно, что она сделана была по обещанию, (после 1812 г.), за спасение жизни (надпись довольно большая и безграмотно составлена), кого-то. Предназначалась икона для церкви св. Иоанна Предтече в Москве, в “Сребрениках”, а оттуда – когда и при каких обстоятельствах, трудно определить – передана в Прудово.

Стоящая на возвышенном месте Троицкая церковь с четырехъярусной колокольней, видна была из далека. На этой колокольне главный колокол весил 315 пудов. Он проникновенно возвещал о начале служб, а в несчастьях набатно сообщал о надвигающихся бедствиях.

В 1890 году на приходе была организована церковно-приходская школа. В 1897 году 24 августа, в воскресенье, Неделя 10 по Пятидесятнице, Преосвященный Димитрий совершал освящение придельного храма, в Троицкой церкви, во имя святого Алексея человека Божия и преп. Макария игумена Калязинского в селе Прудово Бежецкого уезда. Сослужащими были: ключарь собора, священник Н. Модестов; местный благочинный свящ. Н. Соколов; настоятель церкви с. Прудово свящ. А. Гроздов; настоятель церкви с. Кушалина свящ. А. Кустов; свящ. с. Застолбье П. Морковин; свящ. села Спас-Ясенович Вышневолоцкого уезда Н. Доброходов. После освящения и Литургии Его Преосвященством при пении молебна праздника совершен крестный ход вокруг двух церквей села Прудово. В крестном ходе принимали участие: свящ. И. Доброхотов (второй свящ. села Прудово); свящ. погоста Буйлово В. Покровский; свящ. с. Глухово Н. Зыков; свящ. с. Козлово И. Троицкий; свящ. села Воротилово Н. Лебедев, свящ. села Теблень И. Новоселов и свящ. пог. Медведова Д. Покровский. Затем Преосвященный беседовал с детьми из Прудовской земской школы. Опрашивались дети по Закону Божьему и отвечали на вопросы удовлетворительно. На другой день, 25 августа, понедельник - святых апостолов Варфоломея и Тита. Всенощное бдение на этот день Преосвященный Димитрий совершал в храме села Прудово, в приделе во имя Рождества честнаго славного Пророка Предтече и Крестителя Господня Иоанна. Утром в 7 часов 30 минут Его Преосвященством совершено освящение этого предела. Сослужащими были: ключарь собора свящ. Н. Модестов; благочинный. свящ. Н. Соколов; свящ. И. Доброхотов; священники: А. Гроздов, А. Кустов, И. Троицкий, В. Покровский, Н. Зыков. После Литургии отправлен молебен. После краткого отдыха Преосвященный отбыл в Тверь.

В 1898 году, протоиерей погоста Алексей Гроздов, по случаю получения им награды (сана протоиерея), пожертвовал 12 июля в Епархиальное Попечительство свидетельство 4% государственной ренты в сто рублей, за №2521, с купоном на срок с 1 сентября 1898 г. для приобщения к неприкосновенным суммам Тверского Епархиального Попечительства. За таковое пожертвование Епархиальное Попечительство изъявило о. Протоиерею свою благодарность.

Немного хотелось бы рассказать и о благотворителях прихода. В 1830 году, Авдотья Павловна Голенищева-Кутузова, будучи всесторонне образованной женщиной, вышла замуж за участника Отечественной войны 1812 года полковника, видного общественного деятеля, поэта, Ф.Н. Глинка. Его перу принадлежат такие известные произведения, как: “Вот мчится тройка удалая”, “Не слышно шума городского”, “Город чудный, город древний”. Многие считают, что он принимал активное участие в подготовке декабрьского восстания 1825 года, по документам же дошедшим до наших дней сказано, что еще в 1823 году Федор Глинка поняв заблуждения членов разных тайных масонских обществ, с которыми ему пришлось соприкоснуться: общество “Избранного Михаила”, “Союз Спасения”, “Союз Благоденствия”, отошел от их деятельности. После подавления восстания, по ложному доносу Григория Абрамовича Перетца, Глинка был арестован полицией по распоряжению Николая I. Пройдя все этапы следствий, оправдан, но, как выразился Николай I, “Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно очиститься”, отправил его в ссылку, в Олонецкую сторону.

Вернувшись из ссылки, Федор Николаевич женится на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой. С 1835 года, каждое лето вместе с супругой проводит в сельце Кузнецово.

Здесь же он увлекся краеведением, а через это исследованием местных древних курганов и камней с надписями в бассейнах рек Медведицы и Каменки. Им были найдены 8 групп курганов-могильников древних поселений. В том числе до 80 курганов в “Бабушкином лесу”; до 40 курганов между сельцом Кузнецово и деревней Ильино; около 100 курганов за рекой Каменкой; 10 – между сельцом Кузнецов и деревней Прислон; около 500 – в пустоши Кидомля. По преданию раньше на этой пустоши находился большой город Кидомля, который в последствии был разрушен монголо-татарами.В последствии начинания Ф.Н. Глинка поддержал настоятель Михайлово-Прудовского прихода священник Алексей Гроздов. В 1878-1880 г.г., он вел раскопки на Михайлово-Прудовском погосте, в Бабушкином лесу и на пустоши Кидомля. Группа курганов на левом берегу реки Медведицы, что в 1,8 км от дер. Баскаки, обследована в 1835 году Федором Николаевичем Глинкой. В 1948 г. – А.А. Давыдовым, Р. Сиверцевой, В. Смирновым, А. Виноградовым, зафиксировано 37 насыпей; в 1984 г. А.Д. Максимовым, Е.В. Бодуновым и А.П. Ланцовым выявлено и зафиксировано 44 насыпи. Названа эта курганная группа - Баскаки I, XII-XIII вв. н.э., и подтверждает она остатки языческого погребального комплекса периода раннего средневековья.

В 1859 г. карельское владельческое сельцо Кузнецово состояло из 15 дворов, 93 жителей (40 мужчин и 53 женщины). Рядом с этим селом разместились рядом с Михайлово-Прудовским погостом дома церковного причта 7 дворов. В них проживало 42 жителя (20 мужчин и 22 женщины). В 1867 г. за владельцем поместья Ф.Н. Глинка в дер. Кузнецово числилось: 630 десятин земли. Оценочная стоимость ее 266 руб.66 коп.; кортомной 2200 дес. земли, стоимостью 22666 руб. 66 коп., строевого леса 200 дес. на сумму 2500 руб.; дровяного леса 4843/1604 дес. на сумму 18700 руб. Оклад за 1867 г. – 240 руб. 67 коп. Недоимки за 1866 год составляют: господати 135 руб. 58 коп., губернские сборы – 31 руб. 75 коп., мировых учреждений 56 руб. 88 коп. В период крепостного права жители деревни (карелы) – платили барину оброк в виде налога, а русские отрабатывали на барских землях определенное число дней.

Федор Николаевич Глинка живо интересовался бытом крестьян, их нравами, обычаями. Неоднократно засиживался подолгу на деревенских праздниках, бывал на ярмарках, с интересом слушал и записывал русские и карельские народные сказки. Владелицу сельца Кузнецово – Авдотью Павловну Глинка, отошедшую в иной мир, похоронили в 1860 году на Желтиковом кладбище в Твери. В настоящее время на месте погоста сооружен склад ГСМ Тверского военного гарнизона. Надгробные плиты с захоронений использованы под фундаменты девяти этажных домов на Мигаловской набережной в Твери.

После смерти Ф.Н. Глинка, имение перешло во владение А.Д. Способина. После господина Глинки остался архив и значительная библиотека. Важные бумаги Глинки А.Д. Способиным переданы в Тверскую Ученую Архивную Комиссию. Вероятно, в этом архиве можно найти исторические сведения, как о Прудове, так и о замечательных окрестностях местных (Кушалине, Николы в Ладоге и т.п.).

На погосте Михайлово-Прудово, между церквей сохранились надгробные плиты с надписями:
1) “Елена Ивановна из рода князей Долгоруких супруга Тайного Советника и Кавалера Павла Ивановича Голенищева-Кутузова скончалась 27го Апреля 1850го года на 72ом году от рождения”;
2) “Голенищев-Кутузов П.И. (1823-1851 г.г.)”; 3) Известковое плита прямоугольной форму, на верхней крышке которой изображен православный крест.
В справочнике Добровольского за 1901 год сказано: Церковный капитал: билетами 1100 руб. Церковные взносы 25% - сбор 141 р. 64 к. Церковные здания: 27 лавок. Церковные Земли:
1) при церкви 77 десятин, из них: под церковью и кладбищем 1 дес. 970 саж., усадьба 2 дес. 1600 саж., под болотом 1200 саж., под дорогами 2070 саж., пахота 42 дес. 610 саж., выгон 14 дес., сенокос 5 дес. 600 саж., под ручьем и пустырем 150 саж., неудобь 10 дес.;
2) в пустошах Феодоровской и Сергиевке 84 дес. 2036 саж., из них сен., под кустарником 12 дес., пахотной 26 дес. 1600 саж., сенокос 26 дес. 1600 саж., дровяной лес. 30 дес. 60 саж. (1 десятина = 3200 кв. саженей =1,45 га.) Церковные документы: Опись 1846 года; Метрики с 1780 г.; Исповедь с 1823 г. Причт.

По штату положено 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На лицо:
1) протоиерей Алексей Евф. Гроздов 59 лет, окончил духовную семинарию, свящ. с 1867 года, протоиерей с 1898., состоит Членом отдела Епархиального ученого совета. Заведует 2-х классной церк. прих. школой и является благочинным, нагр. в 1894 г. орденом Святой Анны 3 ст.;
2) свящ. Иоанн Никол. Доброхотов 46 л., окончил духовную сем. след., нагр. в 1898 г. скуфьей. Диак. Иоанн Вас. Никольский 51 г., из выс. от. дух. уч., в служении с 1865 г., диак. с 1884 г. 16 л., из 1 класса дух. училища, в должности с 1897 г. Псаломщик Феодор Як. Петровский 55 л., из выс. от. дух. уч., в долж. с 1867 г. Церковный стар. крестьянин Василий Алдр. Самушкин, в долж. 2-е трехл. Содержание Причта: жал. нет. % с капитала в 4510 р. и год. доход 1400 р.

Прихожане:

1) Прот. Гроздова – воен. 174 м. 194 ж., крест. В дер.: Кузнецово 16 дв. 45 м. 54 ж., Прислоне (2 в) 33 дв. 116 м. 121 ж., Шуе (5 в) 34 дв. 108 м. 131 ж., Бакшине (7 в) 49 дв. 150 м. 180 ж., Корыстылеве (8 в) 35 дв. 121 м. 130 ж., Негочеве (7 в) 31 дв. 95 м. 98 ж., Лощине (10 в) 57 дв. 171 м. 201 ж., Пальцеве (13 в) 17 дв. 51 м. 65 ж., Анфимкове (5 в) 28 дв. 99 м. 94 ж., Захарьине (7 в) 15 дв. 49 м. 53 ж., Всего: 315 дворов 1184 м. 1322 ж.
2) свящ. Доброхотова – воен. 165 м. 191 ж., крест. В дер. Прудове (1 в) 31 дв. 120 м. 89 ж., Новом (3 в) 22 дв. 73 м. 79 ж., Колодове (5 в) 9 дв. 38 м. 36 ж., Мощенове (7 в) 47 дв. 129 м. 163 ж., Быкове (2 в) 18 дв. 73 м. 85 ж., Ошвине (2 в) 18 дв. 59 м. 65 ж., Соколове (2 в) 14 дв. 43 м. 57 ж., Матренине (6 в) 5 дв. 19 м. 25 ж., Димитровке (6 в) 7 дв. 26 м. 33 ж., Святом (5 в) 25 дв. 79 м. 91 ж., Коптине 26 дв. 76 м. 96 ж., Баскаках 42 дв. 145 м. 146 ж., Диланове 16 дв. 56 м. 56 ж., Железове 19 дв. 66 м. 78 ж., Дупле 7 дв. 24 м. 15 ж.: Всего: 306 дворов 1191 м. 1305 ж.
В приход. сей церкви находились 9 часовень:

1) в дер. Мощеново – Св. Троице, дерев. (не сохран.);
2) в дер. Святом – Рожд. Иоанна Предтечи, пост. в 1741 г., дерев. (не сохран.);
3) в дер. Бакшине – св. Пророка Илии – дерев. (не сохран.);
4) в дер. в Лощине – Усп. Б.М., постр. в 1795 г., дерев. (не сохран.);
5) в дер. Корыстылеве – Возд. Кр. Господ., постр. в 1855 г. (не сохран.);
6) в дер. Железове – Покр. Б.М., постр. в 1884 г., дерев. (не сохран.);
7) в дер. Баскаках – св. мч. Флора и Лавра, постр. в 1772 г., дерев. (не сохран.);
8) в дер. Пальцево – Усп. Б.М., постр. в 1886 г., дерев. (не сохран.);
9) в дер. Негочеве – прп. Сергия Радонежского, постр. в 1892 г., дерев. (не сохран.).

На протяжении уже более 100 лет, благодаря ошибке в сборнике Добровольского за 1901 год, принято считать, что на Михайлово-Прудовской приходе теплая церковь освещена в честь иконы Божией Матери “Казанской”, но по архивным документам сказано, что в честь иконы Божьей Матери “Взыскание погибших”. Этот факт подтверждает и “Закладной Крест” из храма с Михайло-Прудовского прихода, который вернули в 2001 году.

В 1923 году, крестьяне деревни Кузнецово, не имеющие имущества и безлошадные, вступили в коммуну-гигант с названием “Безбожник”, которая просуществовала не долго, и из-за неуправляемости распалась. В 1929 году, во время коллективизации в России, Михайло-Прудовский погост включили в колхоз “Безбожник”. Затем, в ходе гонения на церковь Христову, произошло переименование этого святого места на деревню “Безбожник”. И только спустя многие десятилетия, в середине девяностых годов XX столетия, вернули не прежнее название Михайло-Прудовский погост, а по названию ближайшей деревни назвали - Кузнецово. Храмы закрыли в начале 30 годов XX столетия. Иконы и церковную утварь поместили сперва в сарай, а затем сожгли. Местные жители, что смогли из церковного имущества – спасали. В холодной церкви оборудовали зерносклад, затем устроили цех пищепрома, а когда рухнула крыша, то бросили на произвол судьбы.

В настоящее время Троицкая церковь находится в аварийном состоянии!!!

Несколько иначе сложилась участь теплой церкви - в ней открыли семилетнюю школу. Во время оккупации Калинина в церкви был оборудован госпиталь, затем вновь возобновились занятия в школе. В начале восьмидесятых годов, из-за малого количества учеников школу расформировали, и ученики стали обучаться в поселке Рамешки. Какое-то время за зданием церкви власти следили, но с наступлением в 1985 году перестройки, местные новые русские начали разворовывать и разорять то, что еще осталось целым.

К моменту открытия прихода, и эта церковь в честь иконы Божьей Матери “Взыскание погибших”пришла в состояние аварийности.

С момента открытия школы, в ней длительное время работали две дочери последнего священника Доброхотова: Елена Ивановна и Лидия Ивановна. Многие престарелые жители близ лежащих деревень являлись их учениками. Сестер уважали за удивительную любовь к людям, за их доброту и отзывчивость, за бескорыстие, но, к сожалению, место их погребений, благодаря их "доброжелательным" наследникам, пока остается, не известны. Не только надгробия не поставили, но даже на простую табличку не нашли денег.

Миновали года лихолетий.

Июньским днем 1992 года, о. Владимир Шувалов посетил Михайло-Прудовский погост с намерение начать организовывать приходскую жизнь, но Господь тогда направил в Буйлово, и там открылась церковь Богоявления.

Вторая попытка открытия церкви в Кузнецово была совершена в 2001 году. Тогда смогли только отслужить панихиду в Троицкую родительскую субботу, 2 июня. И только 21 ноября 2003 года, в праздник: Собор Архистратига Михаили и прочих Небесных Сил бесплотных: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, официально церковь открылась. Три самых первых помощника были Михаилы. Благодаря им, внутри церкви, в предел Архангела Михаила, построили деревянную теплую церковь.

В 2008 году, на Рождество Христово, была совершена первая Божественная Литургия, после закрытия церкви в 30-х годах XX столетия. Это событие положило начало духовному возрождению прихода.

 
Священник Владимир Шувалов


Hosted by uCoz